Петербург строит связь для Арктики

Освоение Арктики — один из стратегических национальных приоритетов. Глобальное потепление приводит к тому, что арктические земли и воды становятся более благоприятными для хозяйственной деятельности человека.

Инвестиционный потенциал

Арктика для России — регион с огромным потенциалом. Земли Арктики содержат четверть мировых запасов углеводородов, руд и ценных металлов. Россия — крупнейшее арктическое государство, на 20% расположено за полярным кругом. На этих территориях добывается 80% общероссийского объема природного газа, 95% всех алмазов России (Якутия), или 25% алмазов в мире.

Кроме того, в Арктике развивается круизное туристическое направление. В 2019 году, по версии британского издания Wanderlust, Северный морской путь вошел в топ-20 круизных маршрутов мира. Несмотря на эти показатели, территория Арктики освоена лишь на 2-5%. Весной 2019 года по поручению главы правительства РФ Дмитрия Медведева Минприроды России был подготовлен комплексный план из 118 проектов, направленных на развитие, освоение и переработку минерально-сырьевой базы Арктической зоны и развитие необходимой для этого инфраструктуры. Для его реализации планируется привлечь 10,5 трлн руб. внебюджетных инвестиций.

Хозяйственная деятельность человека невозможна без современных систем связи, поэтому связь и доступ в интернет в Арктике становятся важной задачей. В Петербурге на освоение арктических широт работает пул инженерных предприятий. Северная столица поставляет комплексные решения, зачастую не имеющие аналогов в мире: для разведки и исследования, связи, автономные энергетические станции и жилые модули.

ВОЛС в Арктике

К современным системам связи Арктику подключат как через оптоволокно, так и через спутник. "Прокладка подводного оптоволоконной линии связи объединит Арктику со всем миром, добавит на карту медийного присутствия. В Арктике проблемы с сохранением человеческого капитала. Безотносительно погодных условий — без связи люди выпадают из контекста", — говорит гендиректор «Супертел ДАЛС» Константин Лукин.

«Супертел ДАЛС» реализует проект «Северное сияние» по прокладке по арктическому дну современных оптоволоконных линий связи от Финляндии до Китая по маршрутам Северного морского пути. Первая линия, построенная по заказу, будет иметь протяженность 900 км. Этот масштабный проект — полностью российский: как линия связи, так и все детали на всех участках, от подводных усилителей до собственно кабеля, а также программно-аппаратный комплекс — российского производства.

Подводные линии связи защищены, безопасны, а кроме того, дешевле в эксплуатации, их использование уменьшит линию задержки между Китаем и Европой на 50%. Скорость на одной спектральной линии составит 100 Гб/с.

В развитии ВОЛС в Арктике заинтересован также оператор «МегаФон»: летом 2019 года оператор подписал соглашение с финской компанией Cinia о прокладке оптоволоконного кабеля по дну Северного Ледовитого океана. Новая линия связи поможет справиться с растущими на 25% в год объемами мирового трафика, она будет проложена от Хельсинки до Токио по дну Северного Ледовитого океана вдоль арктического побережья России. Ее протяженность составит 10 тыс. км.

Партнеры обещают обеспечить низкий уровень задержки прохождения сигнала по этому маршруту за счет выбора наиболее прямого пути из Европы в Азию и применения передовых технологических решений. Гендиректор «МегаФона» Геворк Вермишян сообщил, что необходимый размер инвестиций в строительство сети оценивается в 0,8–1,2 млрд долл.

Сейчас в составе международных магистральных сетей отсутствует подводная оптоволоконная линия связи, которая напрямую соединяла бы Европу, прибрежные районы России, Японию и Северную Америку. Линий связи, проходящих через Северный Ледовитый океан, также нет: большая часть кабелей проложена по дну Тихого и Атлантического океанов. Строительство арктических ВОЛС увеличит связность между собой континентов.

Спутниковая связь

На строительство новых ВОЛС по океанском дну уйдет несколько лет, это сложные инженерные проекты. Альтернативой оптическим линиям в Арктике станет спутниковая связь.

Так, спутники системы «Скиф», которые создает компания «Зонд-Холдинг» для обеспечения Арктики высокоскоростным интернетом, в перспективе смогут покрыть весь мир. Для этого понадобится 12 таких аппаратов.

Низкоорбитальная спутниковая система «Скиф» предназначена для обеспечения интернетом со скоростью до 15 Гбит/с в первую очередь удаленных малонаселенных пунктов Арктики, куда неэффективно тянуть волоконные оптические линии связи. Систему создают на космической платформе среднего класса «Экспресс 1000», которую разработала компания «Информационные спутниковые системы». «Зонд-Холдинг» уже начал изготовление прототипов оборудования для будущих спутников. Кроме того, ведутся работы по координации радиочастотных присвоений системы «Скиф».

Кроме того, оператор спутниковой связи OneWeb анонсировал организацию инфраструктуры спутникового интернет-доступа в Русской Арктике. Системы от этого игрока уже действуют в Норвегии и на Аляске (США).

Современные линии связи в Арктике — один из драйверов развития самого региона.  "Развить Арктику без линии связи невозможно. Не будет навигации, обработки big data, поступающей благодаря исследованиям и мониторингу Арктики, не будет исследований. Линии связи в Арктике предоставят человечеству огромный пласт знаний о регионе в режиме онлайн", — отметил руководитель направления Data Science компании First Line Software Геннадий Носенко.

Разведка и изучение

Летательные и глубоководные беспилотные аппараты, оснащенные датчиками и лидарами, способны в погодных и климатических перегрузках мониторить окружающую среду, фотографировать, сканировать, делать экологические замеры. Такие системы для Арктики также создаются в Петербурге.

Так, компания «Океанос» разрабатывает и производит глубоководную робототехнику, в течение года автономно путешествующую в толщах арктических вод. Такая техника сканирует пространство и позволяет находить месторождения без участия человека.

Воздушные арктические дроны поставляют петербургские компании «Геоскан», «Радар ММС» и «ЦНПО Ленинец». Заказчиками техники являются российские нефтяные компании, МЧС, государственные организации.  «ЦНПО «Ленинец», например, занимается продвижением нового типа летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой, которые несут от 50 до 100 кг полезной нагрузки (например, локаторы с электронным сканированием).

Владислав Занин, советник гендиректора «Океанос» говорит, что ограничения по выходу на экспортные рынки, связанные с санкционным режимом, сдерживают рост отрасли: «Внутренние постановления в РФ ограничивают выход таких компаний, как наша, на международные рынки. Выход на экспортные рынки увеличит объём продукции, который мы готовы поставить в десятки раз».

Чтобы лоббировать интересы отрасли, разработчики, инженеры и производители оборудования для Арктики намерены создать ассоциацию арктических производств. "Если Петербург не создаст корпус арктических инженеров, которые уже успешно работают, имеют испытанные в условиях Арктики решения, то двигаться по одиночке будет сложнее", — считает Андрей Дмитриев, коммерческий директор «Композит Групп».

Создание такой ассоциации может стать следующим шагом в освоении региона. Руководитель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков ранее заявил, что в городе более 200 предприятий и организаций, которые располагают уникальными технологиями для развития Арктики и инфраструктуры Северного морского пути.

13.01.2020

Петербург строит связь для Арктики

По материалам TELECOM DAILY

Заявка на звонок

В форме есть ошибки

Мы перезвоним Вам с 9:00 до 18:00 по Москве

Исправление ошибки

Спасибо за помощь в контроле качества нашего ресурса!